Но по действующему законодательству уже сейчас граждане не могут свободно пользоваться такими приспособлениями. Для чего ФСБ хочет учитывать все шпионские устройства?
ФСБ разработала проект указа президента, он закрепляет за ФСБ полномочия по регистрации и учету всех технических средств и программ для негласного получения информации. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на портал правовых актов.
Под отчет ФСБ, по оценке экспертов, подпадут в том числе устройства для прослушки, скрытые микрофоны и диктофоны; мини-камеры, встроенные в предметы, например шпионские ручки; дроны для скрытой съемки; софт для удаленного доступа к устройствам; алгоритмы распознавания лиц и речи. Для чего тогда ФСБ хочет учитывать все шпионские устройства? Объясняет адвокат практики уголовно-правовой защиты бизнеса, партнер BGP Litigation Анатолий Логинов:
— Дело в том, что этот законопроект не то чтобы что-то меняет, уголовная ответственность наступает не за любой оборот таких специальных средств. Если, например, как указано в пленуме, лицо приобретает такие средства для обеспечения личной безопасности семьи, дома, то это возможно. Здесь больше, на мой взгляд, законопроект будет приниматься для развития в целом истории с контролем за такими техническими средствами. Сам по себе не устанавливает то ответственность, в Уголовный кодекс не вводит новые статьи или ответственность, правки. Это лишь законопроект, который наделит компетентные органы правом вести учет таких средств, чтобы в будущем, в том числе и по статье 138.1, упростить работу и расследование уголовных дел. Но это малая толика цели этого закона. Я думаю, что это принимается для того, чтобы ввести учет и наладить порядок в этой отрасли, чтобы органы ФСБ могли контролировать производство и оборот таких средств, программных решений и технических специальных устройств.
— А вообще расширяется круг шпионской аппаратуры?
— В моем понимании картина мира такова, что он не то чтобы расширяет круг этих спецсредств и программ, а более широко трактует, что является техническими средствами и социальными программами. Сама цель законопроекта, еще раз повторюсь, принять закон, который позволит органам ФСБ вести учет, регистрацию средств и программ, чтобы было некое понимание, что у нас есть такие технические средства в обороте. В маленькой доле на крайний случай, если возникнет необходимость, чтобы можно было быстрее соотнести. Что-то вроде лицензионной разрешительной работы с оружием, чтобы быстрее найти владельца, кто это устройство произвел, приобрел и мог использовать.
Уже сейчас граждане не могут свободно пользоваться шпионскими устройствами — есть риск подпасть под статью 138.1 «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» Уголовного кодекса РФ. С новым указом речь пойдет о частичной легализации таких устройств, но очень ограниченной, говорит партнер адвокатского бюро «Линия права» Владимир Фокин:
Владимир Фокин партнер адвокатского бюро «Линия права» «На текущий момент все эти шпионские штучки наблюдения запрещены в уголовно-правовом порядке, но каждый случай использования решается индивидуально и в уголовно-процессуальном порядке: нужно поймать, доказать, осудить. В инициативе законодательно охватывают более широкую область, если не всю область использования любых следящих, наблюдающих, собирающих данные технических устройств и программ, которые ФСБ посчитает шпионскими. Здесь идет речь уже о более мягких трактовках, и ситуация очень похожа на недавнюю ситуацию с дронами. Сначала дроны могли летать везде, потом их запретили в принципе, а потом ввели разрешительный порядок использования: нужно сначала зарегистрировать, дальше только летать. Это сигнал того, что государство заинтересовалось, видит важность урегулирования этой области. Мы видим первый шаг. С одной стороны, это декриминализация, потому что очевидно, что мы получим хоть какое-то представление о том, что является шпионским предметом или устройством, а что не является, что подлежит регистрации, что не подлежит регистрации. Уже можно будет делать практические выводы, потому что сейчас нет четких критериев, это определяется все на основании технической экспертизы уже в уголовно-правовом порядке».
Главной целью проекта ФСБ, по мнению экспертов, станет усиление контроля за оборотом средств, которые могут быть использованы для шпионажа, негласного сбора информации и противозаконной деятельности. И перечень «контролируемого оборудования» будет серьезно расширен.