Ответчиками выступают несколько десятков компаний, которые участвуют в управлении аэропортом, включая фирмы бенефициара Дмитрия Каменщика. Скорее всего, речь о национализации, считают некоторые юристы

Обновлено в 17:00
Генпрокуратура подала иск к владельцам аэропорта «Домодедово». Материалы появились в картотеке Арбитражного суда Московской области. В ответчиках — три десятка компаний, которые участвуют в управлении аэропортом, включая фирмы бенефициара Дмитрия Каменщика. Помимо Каменщика ответчиком проходит Валерий Коган, возглавляющий наблюдательный совет аэропорта.
Генпрокуратура подала заявление об обеспечительных мерах. Суть ее претензий пока неясна. «Бизнес FM» запросила комментарий у аэропорта.
Скорее всего, речь идет о запросе на взыскание активов аэропорта в пользу государства, другими словами, речь о национализации, считают некоторые юристы. По данным «Коммерсанта», перед подачей иска была проверка порядка приватизации объектов в аэропорту «Домодедово».
Генпрокуратура с 2023 года подала ряд исков об обращении в казну крупных активов. Их собственники, по мнению ведомства, получали активы с нарушением законов.
А в отношении «Домодедово» уже были судебные разбирательства: в 2011 году, после теракта в аэропорту, было возбуждено уголовное дело против владельца Дмитрия Каменщика по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц». Впрочем, дело тогда прекратила как раз генпрокуратура, посчитав преследование незаконным.
Новый иск, скорее всего, очередной подход к снаряду, считает адвокат Андрей Гольцблат:
— Похоже, что Генпрокуратура идет по уже проторенному пути и подает иск об изъятии акций соответствующего бизнеса, соответствующей компании, после чего суд удовлетворяет этот иск, и актив переходит к Росимуществу. Затем, наверное, Росимущество его продаст либо передаст в соответствии с решением государства. Ранее уже было дело по приватизационным основаниям «Домодедово», но тогда оно закончилось ничем. Очевидно, что сегодня Генпрокуратура снова пытается этот актив вернуть государству. Но у нас состоялось решение Конституционного суда, поэтому, конечно, будет интересно посмотреть аргументацию Генпрокуратуры, как она аргументирует сроки исковой давности, поскольку по приватизационным сделкам сроки исковой давности должны применяться в полном объеме, а максимальный срок по таким требованиям — десять лет. Приватизация «Домодедово» прошла гораздо раньше, чем десять лет назад, поэтому приватизационные требования здесь оспоримы и могут быть использованы для защиты соответствующих истцов. С другой стороны, если прокуратура усмотрит в приватизации «Домодедово» коррупционный элемент, я не удивлюсь, если он там будет, то сроки исковой данности, согласно решению Конституционного суда, не применяются. И тогда, скорее всего, суд с большей степенью вероятности удовлетворит иск генеральной прокуратуры.
— Насколько это длительное разбирательство, как правило?
— Если мы возьмем пример «Макфы», по «Макфе» они разбирались два года. Причем они вначале взяли акции, а потом еще буквально пять дней назад удовлетворили иск в Челябинске на 19 млрд рублей к акционерам «Макфы» как раз по коррупционной составляющей.
Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «На моей памяти это уже четвертая атака на «Домодедово». Группа «Истлайн» приобрела данный актив в начале 90-х, там была определенная цепочка событий, о которой потом неоднократно заявляли, что это был коррупционный путь, но это была середина 90-х. В том числе одним из доводов, когда шли судебные процессы вокруг аэропорта «Домодедово», было то, что тот ли это аэропорт или не тот, потому что тот аэропорт, который был в начале 90-х, был очень печальным зрелищем. Действительно, группа «Истлайн», нынешние бенефициары аэропорта сделали многое для реконструкции, превратили его в современный объект. Потом были претензии после теракта в связи с тем, что было невозможно установить, кто является бенефициаром, мы помним об этом вопросе первых лиц государства: кто же у нас владелец? Сейчас прокуратура вышла с этим требованием. Позиция Конституционного суда теперь по срокам давности в том, что если нельзя, но сильно хочется, то можно, потому что коррупционные сроки давности не могут применяться. Во что это выльется? К сожалению, как говорило юридическое сообщество, открыт ящик Пандоры, и аэропорт «Домодедово», который многократно отбивался от атак государства и иных лиц, скажем так, рискует теперь потерять свой главный актив».
Некоторые компании за последние два года после исков прокуратуры прошли полный цикл смены собственников, включая этап национализации по решению суда. Затем следовал переход от Росимущества к новым владельцам.
Смотрите также:
Штраф за яблоки и другие строгости для туристовЧто общего между Гарри Поттером и покемонами?Неожиданный сюрприз из «Киндера»В какой стране запрещено жевать жвачку?Как отличить настоящие швейцарские часы от подделки?Где лучший кофе в мире?
«Домодедово» — один из крупнейших аэропортов России. По данным Росавиации, за десять месяцев 2024 года пассажиропоток «Домодедово» составил 13 млн человек — на четверть больше, чем годом ранее.