Мужчина неоднократно устраивал конфликты, затапливал жильцов и создавал угрозу утечки газа. Суд признал его поведение опасным для других, и прокуратура добилась лишения его права собственности

В Казани мужчина лишился жилья из-за своего буйного поведения. Жители многоквартирного дома неоднократно жаловались на неблагополучного соседа — он устраивал ссоры, затапливал квартиры других жильцов, разбивал окна, и иногда из его квартиры чувствовался запах газа.
После жалоб жильцов буйному соседу не раз приходили письменные предупреждения из районной администрации с требованием соблюдать права других собственников жилья в доме. Ситуацию это никак не меняло.
Смотрите также:
Директор МАММ Ольга Свиблова о том, почему ИИ никогда не заменит художникаУправляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронахГендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях Владелец «Леонардо» Борис Кац о маркетплейсах и будущем офлайн-ретейлаОнколог Игорь Хатьков о методах ранней диагностики
В итоге прокуратура добилась того, что житель Казани лишился жилья — по решению суда он утратил право собственности. Правда, пока решение не вступило в силу. Если это произойдет, недвижимость выставят на торги, говорит управляющий партнер юридической фирмы Land Law Firm Денис Литвинов:
Денис Литвинов управляющий партнер юридической фирмы Land Law Firm «Недвижимость будет выставлена на торги со стартовой ценой, которую определит оценщик при организации торгов. И можно говорить, что стартовой ценой будет рыночная стоимость. Дальше состоятся торги, в результате которых стартовая цена, возможно, даже будет повышена. Но практика подсказывает, что когда подобные случаи происходят в подобных квартирах, то чаще всего это явно не новостройки, чаще всего это достаточно старый жилищный фонд, поэтому, скорее всего, квартира будет реализована по цене, близкой к стартовой, но из нее дальше будут вычтены расходы на организацию проведения торгов. То есть собственник получит компенсацию за минусом их, то есть меньше чем рыночная стоимость квартиры. Вообще, эта процедура является исключением из принципа исполнительского иммунитета, в соответствии с которым любой собственник жилого помещения в России, если оно является единственным жильем, по сути, имеет некую защиту от претензий на него, он не может быть лишен единственного жилья, но в данном случае считается, что он может быть лишен, а на полученные деньги он может купить себе какое-то жилье, но которое, скорее всего, может быть и неравноценным, оно может быть дешевле по стоимости и находиться в менее благополучном, менее привлекательном районе, тем не менее какое-то жилье он себе может купить. Дальше это его выбор, покупать или нет, если это было единственным жильем. С точки зрения того, могут ли быть из этой стоимости вычтены также расходы на компенсацию соседям автоматически, нет, не могут. Компенсация соседям, ее размер, ее основания нужно еще доказать. Это самостоятельное судебное разбирательство».
Ситуацию комментирует член палаты адвокатов города Москвы, председатель коллегии адвокатов города Москвы «АБС» Антон Бакулин:
— Кейс уникальный. В своей практике я подобных случаев не встречал. Звучит крайне резонансно: добиться, чтобы соседи признали прекращение права собственности, — исключительный случай, большая редкость для всей нашей судебной системы. Право на единственное жилье, недвижимость, где ты постоянно проживаешь, — это конституционное право. Лишение такого права — исключительный случай, и сказать, что это породит ряд каких-то дальнейших подобных прецедентов, мне крайне сложно. Я не считаю, что это что-то изменит, какую-то практику. Видимо, там был настолько неблагополучный сосед, что он действительно представлял угрозу. В средствах массовой информации звучало, что периодически были зафиксированы утечки газа, что представляло угрозу для всего дома в целом. Видимо, такими маленькими сигналами, которые мы сейчас можем видеть, суд руководствовался при принятии такого строгого, исключительного решения.
— Он мог что-то здесь сделать, представить какие-то доказательства?
— Безусловно, да. Не могу сказать, что бы позволило ему выиграть этот спор, но как минимум, если бы он явился в суд и представил сведения, что готов исправиться, наладить свои отношения с соседями, соблюдать правила проживания, то суд мог бы, даже если был готов принять такое строгое решение, ограничиться предупреждением. Если решение суда еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу, пройти все стадии судебного обжалования — апелляция, кассация, кассация в Верховный суд. Безусловно, правовую оценку принятому судебному акту должны давать суды вышестоящей инстанции, но по мотивированной апелляционной жалобе потерпевшего лица, у которого забрали квартиру.
Похожий случай два года назад произошел в Барнауле — соседи регулярно жаловались на шум по ночам в квартире, где проживали два брата. После ряда штрафов и предупреждений дело дошло до суда — в результате один из мужчин был лишен права собственности.