Домой Новости Карты на стол: в России растет рынок контрафактных настольных игр

Карты на стол: в России растет рынок контрафактных настольных игр

31
0

Нелегальный рынок настольных игр за первое полугодие достиг 2 млрд рублей — это столько же, сколько за весь прошлый год. Основной канал сбыта пиратских версий — маркетплейсы. Как издатели могут обыграть нечестных селлеров и защититься от контрафакта?

Карты на стол: в России растет рынок контрафактных настольных игр

«Взрывные котята», «Имаджинариум» и «Бункер»: продавцы настольных игр жалуются на рост контрафакта. По словам издателей, главный рынок подделок — маркетплейсы. Крупнейший холдинг Hobby World — лидер рынка настолок в России — только за год заблокировал там больше 5,5 тысячи карточек с нелегальной продукцией. «Бункер» можно найти на маркетплейсах даже за 700 рублей, тогда как оригинал стоит почти 3 тысячи. «Взрывных котят» у издателя можно купить за 1 тысячу рублей, а пиратская копия стоит меньше 500 рублей. Разница в цене существенная, как и потери для честных игроков.

Говорит генеральный директор издательского холдинга Hobby World Михаил Акулов:

Михаил Акулов генеральный директор издательского холдинга Hobby World «Потери только по одному маркетплейсу в этом году мы оценивали в первом полугодии в районе 600 млн рублей. Это критично, потому что сейчас непростой товарный рынок и выпадение даже одного, двух, трех [игроков] — это больше 5% от выручки всех торгующих настольными играми. То есть существенная потеря».

Иногда подделку от оригинала не отличить, но чаще всего «китайское качество» видно сразу: плохая бумага, некачественная упаковка и сами игральные фишки. Онлайн на маркетплейсе среди тысяч продавцов набор не проверишь, говорит основатель и бывший совладелец издательства «Стиль жизни» и магазина «Игровед», автор настольных игр Александр Пешков:

Александр Пешков основатель и бывший совладелец издательства «Стиль жизни» и магазина «Игровед», автор настольных игр «Друг заказал себе игру «Роскошь» (Splendor) на маркетплейсе, причем он игру знает, но не в курсе цен, и как-то ему выскочила реклама, и он ее заказал себе, китайскую подделку, потому что цена была раз в пять ниже реальной цены рыночной. Ему действительно пришла игра, которая была похожа, карточки были похожи, картинки такие же, они отсканировали их, не знаю, как они делали, но жетоны в реальной игре, как покерные, знаете, тяжелые пластиковые, а здесь были картонные, бумажные жетончики в такой мягкой коробочке. Он написал, что отказ, я это получать не буду. Закончилось тем, что он деньги вернул, но и игру ему оставил продавец, потому что, видимо, трансфер обратно этой пиратской копии дороже стоил бы продавцу, чем просто плюнуть на нее».

Одно дело — поклонники серийных настолок, которые специально приобретают издательские версии. И совсем другое — человек, который покупает игру в первый раз для досуга или в подарок. Он может пойти за низкой ценой, не поверив, что это признак плохого качества, и вернуться в игру к проверенным производителям уже не захочет. Продолжает основатель «Мосигры» Дмитрий Кибкало:

Дмитрий Кибкало основатель «Мосигры» «По одной из моих игр идет суд, пока только частично удовлетворили иск, я, наверное, не имею права говорить, контрафакт — не контрафакт. Я надеюсь, что будет решение принято в нашу пользу и игру, копирующую мою известную игру «Шакал», заставят снять с продажи с маркетплейсов и в целом заплатят компенсацию. Контрафакт стараются сделать максимально похожим, но материалы похуже, подешевле. Мотивация купить на маркетплейсе простая: поскольку ты не можешь подержать в руках этот товар, ты даже физического отличия не почувствуешь. На картинке выглядит точно так же, только дешевле, и дальше, когда к тебе приедет, не факт, что ты даже поймешь, что должно было быть по-другому».

Издатели обращали внимание на проблему еще в прошлом году и направляли письма в Минпромторг, Ассоциацию компаний интернет-торговли и крупнейшим маркетплейсам с просьбой принять меры против контрафакта. Сами площадки на жалобы не всегда оперативно реагируют, хотя в случае чего могут быть привлечены ответчиками, говорит руководитель отдела регистрации защиты интеллектуальной собственности компании Urvista Алена Кострикова:

Алена Кострикова руководитель отдела регистрации защиты интеллектуальной собственности компании Urvista «Так как маркетплейс является информационным посредником, он также в суде выступает как третье лицо и к нему также предъявляются претензии. Маркетплейсы, понимая эту ответственность, разрабатывают свои внутренние механизмы защиты. При регистрации, например, на некоторых маркетплейсах требуется подтверждение исключительных прав, например товарный знак. Также, как только прилетает претензия от правообладателей, они запрашивают эту информацию непосредственно у поставщика, и поставщик может предоставить дилерский договор или договор купли-продажи с первичным производителем. Просто иногда истинные производители не могут контролировать перепродажу этих товаров, и, соответственно, они иногда выявляют некоторых продавцов в качестве нарушителей, хотя они таковыми не являются. Просто, возможно, требуются более жесткие рамки, например ответ на претензию не в течение двух месяцев, а более быстро. Я прекрасно понимаю боль производителей, потому что это действительно долго происходит, в том числе, если уже дело доходит до суда, это может длиться годами».

Если продавец — российское юрлицо, издатель может подать на него в суд за нарушение авторских прав, но большинство поставщиков пиратских настолок на маркетплейсах — иностранные компании. Их сложно уведомить о разбирательствах, и нет никакой возможности судиться с миллионом китайских ИП, говорят издатели.