Домой Новости Киев просит Анкару задержать судно под российским флагом, которое перевозит украинское зерно

Киев просит Анкару задержать судно под российским флагом, которое перевозит украинское зерно

330
0

Речь идет о принадлежащем казахстанской компании судне «Жибек Жолы». При этом российская компания, зафрахтовавшая судно, заключила контракт на перевозку зерна из Украины в Турцию с эстонской фирмой

Киев просит Анкару задержать судно под российским флагом, которое перевозит украинское зерно

Накануне, 1 июля, агентство Reuters со ссылкой на представителя украинского МИД и письмо Генпрокуратуры страны сообщило, что Киев обратился к Анкаре с просьбой задержать грузовое судно «Жибек Жолы», которое ходит под флагом России. Представитель МИД утверждает, что на нем находится партия зерна в 4,5 тысячи тонн. При этом Генпрокуратура Украины считает, что на борту 7 тысяч тонн зерна. Судно шло из Бердянска в турецкий город Карасу, пишет агентство.

Казахстан требует проверить эту публикацию. Дело в том, что «Жибек Жолы» принадлежит казахстанской компании KTZ Express Shipping (дочернее подразделение Казахстанских железных дорог). В прошлом году российская «Грин-лайн» заключила договор фрахтования этого судна на год, а также контракт на перевозку зерна из Украины в Турцию с эстонской Mangelbert, заявили в пресс-службе КТЖ.

Кто не прав в этой цепочке? Рассуждает адвокат адвокатского кабинета «Морской» Виктория Жданова.

Виктория Жданова адвокат адвокатского кабинета «Морской» «Поскольку речь сейчас идет о том, что судно ходит под российским флагом, то это значит, что российская компания приняла его в бербоут-чартер, то есть в аренду без экипажа и самостоятельно осуществляет его эксплуатацию. Получается, что они зарегистрировались в России либо от своего имени, либо через еще один субчартер оказывают услуги по перевозке. А конечным пользователем в данном случае оказывается та самая эстонская компания. Конечно, есть вопрос, как сейчас, в режиме санкций, был заключен контракт именно на перевозку зерна, но в данном случае он мог бы быть заключен давно, например, а сейчас просто исполняется или доисполняется. Но в основном, конечно, такие контракты с учетом европейских санкций не приветствовались бы сейчас. Происхождение самого зерна (кому оно принадлежит, откуда оно поступило) — это вопрос, который чаще всего в перевозке не затрагивается. Потому что по договору чартера, если судно фрахтуется, то на грузоотправителя и на фрахтователя возлагаются все документальные обязательства, то есть ему нужно организовать всю необходимую документацию для вывоза зерна. Если это было сделано, то тогда перевозчик просто осуществляет перевозку. Плюс сейчас это непростая территория, поэтому возможно, и документы особо некому было проверять, но это лишь предположение. Чаще всего судно задерживается или арестовывается по какому-то морскому требованию. Там есть целый ряд морских требований, но обычно это идет по требованию не государств, а заинтересованных лиц — либо по контракту, либо в связи с другими правоотношениями. Поэтому задержано оно может быть только если Турция под собственной юрисдикцией это решит, уже когда судно будет в местном порту».

Расположенный на юге Запорожской области Украины Бердянск сейчас находится под контролем российских военных. Информация о том, что порт возобновил работу и его покинуло первое судно с зерном, появилась в четверг, 30 июня. Об этом сообщил глава военно-гражданской администрации Запорожской области Евгений Балицкий. По его данным, на борту было как раз 7 тысяч тонн зерна, как и говорила украинская Генпрокуратура. Куда направляется груз, Балицкий не уточнил, отметив только, что это «дружественные страны».