Один из участков принадлежал Екатерине Джанашии, бывшей жене экс-министра торговли Подмосковья Михаила Хубутии. Второй участок принадлежит компании «Консуэй». А пятеро других ответчиков заключили с Генпрокуратурой мировое соглашение

В одном из самых резонансных процессов в сфере загородной элитной недвижимости — новый поворот. Мособлсуд по иску Генпрокуратуры изъял в пользу государства два участка в элитном поселке «Сады Майендорф» в Барвихе, сообщают СМИ. Один из них принадлежал Екатерине Джанашии — это бывшая жена экс-министра торговли Подмосковья Михаила Хубутии. Ее адвокат заявил о намерении обжаловать решение суда.
Второй участок принадлежит компании «Консуэй», которая зарегистрирована в Сент-Винсенте и Гренадинах. При этом пятеро других ответчиков — известные бизнесмены и их родственники — заключили с Генпрокуратурой мировое соглашение. И повторно выкупят свои участки. Этот спор начался около двух лет назад. Генпрокуратура посчитала, что в 2001 году были незаконно приватизированы земли, ранее принадлежавшие санаторию управделами президента. Они были переданы частному инвестору под индивидуальную застройку, взамен он обязался провести реконструкцию усадьбы «Майендорф». А полученная земля стала элитным коттеджным поселком.
Теперь пять владельцев участков пошли на мировое соглашение и согласились повторно выкупить землю, на которой проживали много лет. Какие еще нюансы их могут ожидать, рассуждает адвокат по земельному праву Акоп Абгарян:
— Такая практика существует, когда стороны договариваются, заключают мировое соглашение, но в настоящем деле здесь речь идет об объектах недвижимости. У нас новая редакция Земельного кодекса, которая регламентирует порядок приобретения, оформления договора купли-продажи, выкупа этого объекта. Там четко прописано, что есть определенная категория сделок, которые ты можешь провести без аукциона, а есть ряд сделок, на которые еще необходимо провести аукцион. Предоставление им права покупки этой земли не означает, что они еще купят эту землю 100%. Земельный кодекс говорит о том, что в случае нахождения объектов недвижимости на данном земельном участке, если вы у них эту землю изымали, но сам-то дом не под снос, он же законно построен, если у них есть постройки на этих земельных участках. Если у них надлежащим образом построены объекты недвижимости, жилые дома, они там живут, внесена запись ЕГРН, то у них есть преимущественное право на покупку без аукциона.
— Если госпожа Джанашия, которая у Михаила Хубутии, если она, соответственно, идет дальше и в кассацию подает, но уже есть прецедентное соглашение, одно на другое как-то влияет или она уже точно не выиграет, потому что есть мировое соглашение аналогичных дел?
— В России не прецедентное право, поэтому применяться не будет, но в общей массе исков это будет отражаться в ее деле немного негативно. В целом будет рассматриваться конкретное требование прокуратуры, те материальные нормы, мировое соглашение юридически никак не повлияет на существо спора. По общей картине исковых заявлений это не очень хорошая картина для кассационной инстанции.
Участки, по поводу которых возникли претензии Генпрокуратуры, принадлежали экс-владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину, супруге ресторатора Аркадия Новикова Надежде Адвокатовой, матери сооснователя Mercury Леонида Струнина Зое Струниной и другим. Они и значились ответчиками в этом деле.
Смотрите также:
Гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров о слабостях ChatGPTНужно ли ограничить наценку ретейлеров на продукты? Дебаты на Бизнес ФМГендиректор «Альпина Паблишер» Алексей Ильин о тенденциях книжного рынкаМаксим Иксанов, гендиректор News Media Holding, о том, как устроены медиа-каналыПисатель Алексей Иванов о ИИ-помощниках в творчествеСтарший вице-президент Сбербанка Андрей Белевцев о внедрении ИИ в бизнес-процессы
Сумма, по которой они должны повторно выкупить свои участки, не называется. О каких цифрах может идти речь, рассуждает член совета директоров инвестиционной платформы SimpleEstate Артем Цогоев:
Артем Цогоев член совета директоров SimpleEstate «Рыночная стоимость этой земли, согласно объявлениям, составляет около 40 млн долларов за гектар, и если речь идет о повторной покупке, то дороговато. Я понимаю, что обладатели этих земельных участков одни из самых богатых предпринимателей России, но все-таки повторная покупка земли в Барвихе за такие деньги — это серьезная история, поэтому вряд ли люди на нее готовы. Что касается того, по какой цене могли договориться приобретатели этой земли, нынешние собственники с Генпрокуратурой, честно говоря, я не могу предположить. Во-первых, фактические цифры сильно далеки от рынка. Во-вторых, все-таки мы, скорее всего, не узнаем о порядке этих цифр, потому что думаю, что это происходило в закрытом режиме».
Ранее ответчики настаивали, что срок исковой давности пропущен, а земли были отчуждены на законных основаниях. В конце 2024 года Одинцовский суд Подмосковья отказал Генпрокуратуре в удовлетворении иска. Ведомство подало апелляцию, но Мособлсуд встал на сторону ответчиков. После прокуратура подала кассацию, и Первый кассационный суд осенью прошлого года вернул дело в Мособлсуд на пересмотр. И вот итог — два участка изъяты в доход государства, по остальным заключены мировые соглашения.