Домой Политика «Диплом — не кусок картона»: ректор частного вуза Перми о поисках работы,...

«Диплом — не кусок картона»: ректор частного вуза Перми о поисках работы, чате GPT и поколении локдауна

65
0

Ректор пермского вуза рассказала о преимуществах частного образования

«Диплом — не кусок картона»: ректор частного вуза Перми о поисках работы, чате GPT и поколении локдауна

Ректор старейшего частного вуза рассказала о нем, студентах и о себе новость из сюжета Интервью URA.RU с топовыми бизнесменами Перми Вузы Перми 1 сентября примут тысячи первокурсников. Большинство из них поступили в государственные образовательные учреждения. Но в День знаний не останется в стороне и Западно — Уральский институт экономики и права (ЗУИЭП), который является частным пермским вузом и один из старейших. В преддверии нового учебного мы решили пообщаться с ректором, кандидатом исторических наук Наталией Агафоновой, чтобы узнать, что важнее: красивые корочки или знания, есть ли риск остаться без работы даже при дипломе, какую модель практики студентов можно считать самой эффективной и конечно вопрос про ИИ: заменит ли он юристов.

— В России с начала 90-х возникла серьезная проблема: с одной стороны, всем резко понадобились дипломы о высшем образовании; с другой — рынок ответил на эти потребности — и дипломы продавались на рынках и в переходах метро. Престиж высшего образования был утерян, а частного образования — тем более. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

— После распада СССР все одномоментно превратилось в товар, покупалось и продавалось, в том числе и дипломы об образовании. Эта проблема частично сохранилась и до сегодняшнего дня. Нам как частным вузам как приходится с этим негативным стереотипом бороться. Давайте будем честны — не все частные вузы добросовестно оказывали услуги. Чтобы вернуть престиж образования, и диплом не рассматривали как кусок картона, была проведена серьезная работа как со стороны вузов, так и со стороны со стороны государства, в том числе, путем введения новых образовательных стандартов.

— Если интервью читает школьник — как ему не запутаться. В чем преимущества частного образования перед государственным?

Частные вузы более мобильны в принятии решений

— Сегодня частные вузы меньше по контингенту, но мы — более мобильны. То есть быстрее принимаем решения, быстрее откликаемся на тренды рынка и потребности общества. Мы объясняем нашим студентам, что платное образование — это инвестиция в себя.

— Вам на это возразят, что в частные вузы пошли те, кто не поступил на бюджет…

— Не соглашусь. И это не про каких-то неудачников, которые никуда не поступили — это про взрослый выбор инвестиций в свое будущее. Когда люди сегодня выбирают высшее образование, это не выбор профессии — это выбор мышления и выбор навыков работы с информацией, это база для карьерного, профессионального и жизненного роста.

— С 1 сентября 2025 года правительство начнет контролировать количество платных мест в вузах. К каким результатам может привести такая мера?

— Я считаю, что это плюс для системы образования в целом. Конечно, каждый вуз хочет зарабатывать дополнительные средства для инвестирования в свою материальную базу, в развитие науки, повышение зарплаты преподавателей и так далее. Но нередко количество платных мест не соответствовало возможностям материально-технической базы вуза. И сейчас это приводится в соответствие.

— Вам, как частному вузу, это ведь только в плюс? Ждете наплыва абитуриентов в 2026 году?

— На руку нам, или нет, мы пока не знаем. В этом году мы увеличивали количество мест, и у нас есть сейчас такая возможность. Мы не завязаны на контрольные цифры приема от государства, и в этом очень большой плюс. Востребованность качественных менеджеров была и есть, и конечно, хотелось бы верить, что мы выиграем от этой ситуации еще больше. Судите сами: если в 2023 году выпуск института составлял 44 человека, то в 2024 году — уже более 200 человек. Кстати, у нас на очном отделении 80% — это студентки. Так что студентам-юношам все будут рады вдвойне (смеется).

— Нынешние студенты чем-то отличаются от предыдущих выпусков?

— Они точно меняются. Во-первых, не надо не забывать, что у нас сейчас идет поколение локдауна, который ввели из-за ковида. У школьников нарушились социальные связи и способность к коммуникациям вне интернета. И мы это «эхо» начинаем получать только сейчас. Во-вторых, у них практически все потребности удовлетворяются смартфоном. Там вся жизнь. И сейчас наша задача — научить их разговаривать друг с другом, взаимодействовать, вернуть и научить социальным навыкам общения в реальной жизни.

— Это звучит, скорее, как недостатки поколения. А плюсы?

— У них высочайшая скорость мышления, скорость переключения между задачами. Но им обязательно надо дать понять — ЗАЧЕМ. Мотивация играет очень большую роль, я это как бизнес-тренер говорю. Есть еще одна особенность: они будут стоять за свой комфорт — но ведь это же не всегда плохо.

— Ваши студенты проходят практику? Сотрудничаете с крупными компаниями?

Крупные промышленные предприятия рады видеть студентов на практике

— Конечно! Мы сотрудничаем с ПНППК, с корпорацией ПСС, заводом «Машиностроитель», сетью клиник «Медси», кофейнями «Алендвик». Работаем также с администрацией Перми, ГУ МВД Пермского края, где ребята проходят стажировки. Например, в дознании, в кинологическом центре, а также рядом других организаций. Если заметили, то предприятия из различных сфер, чтобы у студентов были разные практики и был выбор.

С нового учебного года у нас будет внедрен профориентационный акселератор, когда с первого курса студенты пройдут путь в разных организациях от стажеров до проектной деятельности. В итоге — мы вместе с работодателями будем выводить к ним уже готовых специалистов. В проекте — продавать фьючерсы: то есть работодатель нам будет платить за будущее время работы студентов. Пока не знаю, как я это сделаю, но сделаю.

— Какие форматы сотрудничества с работодателями показывают наибольшую эффективность?

— У нас есть свой алгоритм. Вначале студенты проходят ознакомительно-профориентационные экскурсии и знакомятся с работой компаний. На втором этапе они выходят в организацию и просто «встают тенью»: то есть наблюдают, что делает тот или иной специалист. На третьем этапе они становятся их помощниками. Тут есть важный момент — мы контролируем, чтобы ребята не превращались в тех, кто, условно, перекладывает бумаги или разносит повестки: им дают реальные интересные задачи. В ближайшее время планируем совместное участие в проектах «работодатель — вуз», но пока все карты раскрывать не буду.

— Ваши выпускники находят работу? Как это проверить?

— А мы сами и проверяем. После выпуска мы три года наблюдаем, как и где наши выпускники работают. Многих из них мы приглашаем на встречи со студентами, где они рассказывают о дальнейшей карьере после вуза и делятся опытом.

— Какой процент выпускников трудоустраивается после окончания вуза?

— Сто процентов!

— Как бы сказал Станиславский: «Не верю!»

— Ну, ладно, был один случай. Девушка одна устроилась к нам в ЗУИЭП, его же и окончив. Но потом сразу встретила свою любовь. Уволилась, и стала домохозяйкой. Но мне, все-таки кажется, если что случись, ты должна иметь твердую почву под ногами. Образование-то мы ей дали. А так — у нас 100-процентное трудоустройство. У нас не бывает такого, что ушли — и где-то потерялись.

— Можете назвать главные достижения вуза, которыми вы гордитесь?

Вуз помогает выпускникам даже после выпуска

– Самое главное, мы — выжили! В отличие от других, уже закрытых, частных вузов Перми. Горжусь нашими студентами и всегда всем говорю — что они у нас лучшие! Наши студенты любят наш вуз и являются нашими амбассадорами. Мы помогаем друг другу. И это стало уже доброй традицией.

— Есть ли какие-то нау-хау в вузе?

— Это не совсем нау-хау, но такое мало где есть. Мы смотрим на наших студентов, как на коллег. Это ни в коем случае не панибратство. Они участвуют в том, куда движется вуз, и сами нам задают тренды. И не через свои «хотелки», а через свое видение жизни и мира.

Еще один важный наш плюс — это контактная педагогика. Мы работаем с каждым студентом. Мы же частный вуз, зарабатывающий деньги. Поэтому каждый студент для нас — клиент, мы оказываем сервисную клиентскую поддержку, если говорить бизнес-терминами. В государственных вузах, все же, немного иной подход.

— Кто является их преподавателями?

— В настоящее время мы сильно расширяемся — приросли на 20 человек за три месяца! Есть штатные преподаватели, есть приглашенные из других вузов. А практические занятия у нас ведут действующие специалисты — это финансовые директора, менеджеры, юристы предприятий.

Я тоже всегда беру одну группу. Преподаю курс «лидерство», и каждый студент за период обучения бывает на моих мастер-классах. И дело не только в многолетней преподавательской деятельности. Если не знать сегодняшнего студента, невозможно руководить образовательным учреждением.

— Абстрагируемся от ЗУИЭП. Например, я хочу стать крутым юристом или финансистом — насколько важно, в каком вузе учиться или важнее формула: любой диплом и годы практики с нуля? Может быть, проще пойти в банк стажером, а потом расти уже внутри? Зачем терять время?

По мнению ректора, юристы будут востребованы всегда

— Если человек пришел за знаниями, а не за кусочком картона в виде диплома, он будет учиться в любом случае. Главное — создать ему условия. Даже если это дистанционный формат, то должен быть предоставлен качественный и современный контент. Качество образования должно быть основой услуги. «Абы как» — уже не получается, ни у госвузов, ни у частных.

Что касается нас — я лично контролирую подбор преподавателей и качество обучения, с какими-то внештатными ситуациями разбираюсь сама, и у меня всегда открыт аккаунт в «ВК» для общения со студентами и родителями. А что касается качества образования — я не могу сейчас говорить о других и сравнивать с другими, но у нас — точно хорошо.

— Про технологии давайте тоже поговорим — от этого никуда не уйти. Зачем нужно столько юристов, когда уже есть чат GPT?

— Это вопрос, который мне задают постоянно. У ИИ нет человеческого лица, да и право, в основном, наука, где все вдвойне в рамках закона. Но никогда не будет такого, что человек исчезнет из поля деятельности. Уйдут только рутинные профессии. Повторюсь: мы учим жизненным, а не только профессиональным стратегиям. Из юристов получаются прекрасные управляющие, как и наоборот. А менеджмент будет всегда востребован.

— Каково это — быть ректором?

— Это гиперответственность. Прежде всего — перед каждым студентом и родителем, которые выбрали наш вуз. Работаю в должности с 2016 года. Даже дату помню, с какого числа. Ректор всегда должен быть в тренде, иметь молодость ума на два шага вперед. Это молодость в мышлении, выставление четких границ дозволенного и недозволенного, и это же мы зашиваем, как заводскую прошивку, нашим студентам. Работаю ежедневно, но научилась заканчивать рабочий день «в голове» до 19-20 часов. Остальное время посвящаю себе. Любому человеку, даже если он ректор, нужна разгрузка.

Сохрани номер URA.RU — сообщи новость первым!

Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!

Каждый день — только самое важное. Читайте дайджест главных событий России и мира от URA.RU, чтобы оставаться в курсе. Подпишись! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Вузы Перми 1 сентября примут тысячи первокурсников. Большинство из них поступили в государственные образовательные учреждения. Но в День знаний не останется в стороне и Западно — Уральский институт экономики и права (ЗУИЭП), который является частным пермским вузом и один из старейших. В преддверии нового учебного мы решили пообщаться с ректором, кандидатом исторических наук Наталией Агафоновой, чтобы узнать, что важнее: красивые корочки или знания, есть ли риск остаться без работы даже при дипломе, какую модель практики студентов можно считать самой эффективной и конечно вопрос про ИИ: заменит ли он юристов. — В России с начала 90-х возникла серьезная проблема: с одной стороны, всем резко понадобились дипломы о высшем образовании; с другой — рынок ответил на эти потребности — и дипломы продавались на рынках и в переходах метро. Престиж высшего образования был утерян, а частного образования — тем более. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день? — После распада СССР все одномоментно превратилось в товар, покупалось и продавалось, в том числе и дипломы об образовании. Эта проблема частично сохранилась и до сегодняшнего дня. Нам как частным вузам как приходится с этим негативным стереотипом бороться. Давайте будем честны — не все частные вузы добросовестно оказывали услуги. Чтобы вернуть престиж образования, и диплом не рассматривали как кусок картона, была проведена серьезная работа как со стороны вузов, так и со стороны со стороны государства, в том числе, путем введения новых образовательных стандартов. — Если интервью читает школьник — как ему не запутаться. В чем преимущества частного образования перед государственным? — Сегодня частные вузы меньше по контингенту, но мы — более мобильны. То есть быстрее принимаем решения, быстрее откликаемся на тренды рынка и потребности общества. Мы объясняем нашим студентам, что платное образование — это инвестиция в себя. — Вам на это возразят, что в частные вузы пошли те, кто не поступил на бюджет… — Не соглашусь. И это не про каких-то неудачников, которые никуда не поступили — это про взрослый выбор инвестиций в свое будущее. Когда люди сегодня выбирают высшее образование, это не выбор профессии — это выбор мышления и выбор навыков работы с информацией, это база для карьерного, профессионального и жизненного роста. — С 1 сентября 2025 года правительство начнет контролировать количество платных мест в вузах. К каким результатам может привести такая мера? — Я считаю, что это плюс для системы образования в целом. Конечно, каждый вуз хочет зарабатывать дополнительные средства для инвестирования в свою материальную базу, в развитие науки, повышение зарплаты преподавателей и так далее. Но нередко количество платных мест не соответствовало возможностям материально-технической базы вуза. И сейчас это приводится в соответствие. — Вам, как частному вузу, это ведь только в плюс? Ждете наплыва абитуриентов в 2026 году? — На руку нам, или нет, мы пока не знаем. В этом году мы увеличивали количество мест, и у нас есть сейчас такая возможность. Мы не завязаны на контрольные цифры приема от государства, и в этом очень большой плюс. Востребованность качественных менеджеров была и есть, и конечно, хотелось бы верить, что мы выиграем от этой ситуации еще больше. Судите сами: если в 2023 году выпуск института составлял 44 человека, то в 2024 году — уже более 200 человек. Кстати, у нас на очном отделении 80% — это студентки. Так что студентам-юношам все будут рады вдвойне (смеется). — Нынешние студенты чем-то отличаются от предыдущих выпусков? — Они точно меняются. Во-первых, не надо не забывать, что у нас сейчас идет поколение локдауна, который ввели из-за ковида. У школьников нарушились социальные связи и способность к коммуникациям вне интернета. И мы это «эхо» начинаем получать только сейчас. Во-вторых, у них практически все потребности удовлетворяются смартфоном. Там вся жизнь. И сейчас наша задача — научить их разговаривать друг с другом, взаимодействовать, вернуть и научить социальным навыкам общения в реальной жизни. — Это звучит, скорее, как недостатки поколения. А плюсы? — У них высочайшая скорость мышления, скорость переключения между задачами. Но им обязательно надо дать понять — ЗАЧЕМ. Мотивация играет очень большую роль, я это как бизнес-тренер говорю. Есть еще одна особенность: они будут стоять за свой комфорт — но ведь это же не всегда плохо. — Ваши студенты проходят практику? Сотрудничаете с крупными компаниями? — Конечно! Мы сотрудничаем с ПНППК, с корпорацией ПСС, заводом «Машиностроитель», сетью клиник «Медси», кофейнями «Алендвик». Работаем также с администрацией Перми, ГУ МВД Пермского края, где ребята проходят стажировки. Например, в дознании, в кинологическом центре, а также рядом других организаций. Если заметили, то предприятия из различных сфер, чтобы у студентов были разные практики и был выбор. С нового учебного года у нас будет внедрен профориентационный акселератор, когда с первого курса студенты пройдут путь в разных организациях от стажеров до проектной деятельности. В итоге — мы вместе с работодателями будем выводить к ним уже готовых специалистов. В проекте — продавать фьючерсы: то есть работодатель нам будет платить за будущее время работы студентов. Пока не знаю, как я это сделаю, но сделаю. — Какие форматы сотрудничества с работодателями показывают наибольшую эффективность? — У нас есть свой алгоритм. Вначале студенты проходят ознакомительно-профориентационные экскурсии и знакомятся с работой компаний. На втором этапе они выходят в организацию и просто «встают тенью»: то есть наблюдают, что делает тот или иной специалист. На третьем этапе они становятся их помощниками. Тут есть важный момент — мы контролируем, чтобы ребята не превращались в тех, кто, условно, перекладывает бумаги или разносит повестки: им дают реальные интересные задачи. В ближайшее время планируем совместное участие в проектах «работодатель — вуз», но пока все карты раскрывать не буду. — Ваши выпускники находят работу? Как это проверить? — А мы сами и проверяем. После выпуска мы три года наблюдаем, как и где наши выпускники работают. Многих из них мы приглашаем на встречи со студентами, где они рассказывают о дальнейшей карьере после вуза и делятся опытом. — Какой процент выпускников трудоустраивается после окончания вуза? — Сто процентов! — Как бы сказал Станиславский: «Не верю!» — Ну, ладно, был один случай. Девушка одна устроилась к нам в ЗУИЭП, его же и окончив. Но потом сразу встретила свою любовь. Уволилась, и стала домохозяйкой. Но мне, все-таки кажется, если что случись, ты должна иметь твердую почву под ногами. Образование-то мы ей дали. А так — у нас 100-процентное трудоустройство. У нас не бывает такого, что ушли — и где-то потерялись. — Можете назвать главные достижения вуза, которыми вы гордитесь? – Самое главное, мы — выжили! В отличие от других, уже закрытых, частных вузов Перми. Горжусь нашими студентами и всегда всем говорю — что они у нас лучшие! Наши студенты любят наш вуз и являются нашими амбассадорами. Мы помогаем друг другу. И это стало уже доброй традицией. — Есть ли какие-то нау-хау в вузе? — Это не совсем нау-хау, но такое мало где есть. Мы смотрим на наших студентов, как на коллег. Это ни в коем случае не панибратство. Они участвуют в том, куда движется вуз, и сами нам задают тренды. И не через свои «хотелки», а через свое видение жизни и мира. Еще один важный наш плюс — это контактная педагогика. Мы работаем с каждым студентом. Мы же частный вуз, зарабатывающий деньги. Поэтому каждый студент для нас — клиент, мы оказываем сервисную клиентскую поддержку, если говорить бизнес-терминами. В государственных вузах, все же, немного иной подход. — Кто является их преподавателями? — В настоящее время мы сильно расширяемся — приросли на 20 человек за три месяца! Есть штатные преподаватели, есть приглашенные из других вузов. А практические занятия у нас ведут действующие специалисты — это финансовые директора, менеджеры, юристы предприятий. Я тоже всегда беру одну группу. Преподаю курс «лидерство», и каждый студент за период обучения бывает на моих мастер-классах. И дело не только в многолетней преподавательской деятельности. Если не знать сегодняшнего студента, невозможно руководить образовательным учреждением. — Абстрагируемся от ЗУИЭП. Например, я хочу стать крутым юристом или финансистом — насколько важно, в каком вузе учиться или важнее формула: любой диплом и годы практики с нуля? Может быть, проще пойти в банк стажером, а потом расти уже внутри? Зачем терять время? — Если человек пришел за знаниями, а не за кусочком картона в виде диплома, он будет учиться в любом случае. Главное — создать ему условия. Даже если это дистанционный формат, то должен быть предоставлен качественный и современный контент. Качество образования должно быть основой услуги. «Абы как» — уже не получается, ни у госвузов, ни у частных. Что касается нас — я лично контролирую подбор преподавателей и качество обучения, с какими-то внештатными ситуациями разбираюсь сама, и у меня всегда открыт аккаунт в «ВК» для общения со студентами и родителями. А что касается качества образования — я не могу сейчас говорить о других и сравнивать с другими, но у нас — точно хорошо. — Про технологии давайте тоже поговорим — от этого никуда не уйти. Зачем нужно столько юристов, когда уже есть чат GPT? — Это вопрос, который мне задают постоянно. У ИИ нет человеческого лица, да и право, в основном, наука, где все вдвойне в рамках закона. Но никогда не будет такого, что человек исчезнет из поля деятельности. Уйдут только рутинные профессии. Повторюсь: мы учим жизненным, а не только профессиональным стратегиям. Из юристов получаются прекрасные управляющие, как и наоборот. А менеджмент будет всегда востребован. — Каково это — быть ректором? — Это гиперответственность. Прежде всего — перед каждым студентом и родителем, которые выбрали наш вуз. Работаю в должности с 2016 года. Даже дату помню, с какого числа. Ректор всегда должен быть в тренде, иметь молодость ума на два шага вперед. Это молодость в мышлении, выставление четких границ дозволенного и недозволенного, и это же мы зашиваем, как заводскую прошивку, нашим студентам. Работаю ежедневно, но научилась заканчивать рабочий день «в голове» до 19-20 часов. Остальное время посвящаю себе. Любому человеку, даже если он ректор, нужна разгрузка.