Домой Новости Получится ли у стран БРИКС создать единую платежную систему?

Получится ли у стран БРИКС создать единую платежную систему?

60
0

Индийский регулятор рекомендовал обсудить этот вопрос на ближайшем саммите объединения в Индии. Если идею поддержат, это станет первой формальной попыткой стран БРИКС связать свои цифровые национальные валюты в рамках общей системы

Получится ли у стран БРИКС создать единую платежную систему?

Получится ли у стран БРИКС создать общую платежную систему, размышляет Berliner Zeitung. Издание обращает внимание, что Резервный банк Индии предложил связать официальные цифровые валюты БРИКС.

По информации агентства Reuters, индийский регулятор рекомендовал обсудить этот вопрос на ближайшем саммите объединения. Он пройдет в этом году в Индии. В БРИКС входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, а также Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия и Индонезия.

Как пишет Berliner Zeitung, если идею поддержат, это станет первой формальной попыткой стран БРИКС связать свои цифровые национальные валюты в рамках общей системы.

О том, какие экономические последствия может иметь запуск общей платежной системы БРИКС, рассуждает основатель компании BRICS+Analytics Ярослав Лисоволик:

Ярослав Лисоволик основатель компании BRICS+Analytics «Для мировой экономики эффект от внедрения такой системы расчетов между странами БРИКС прежде всего будет связан с ростом выбора среди более широкого спектра финансовых инструментов, которые можно будет использовать при проведении международных расчетов. От этого будут выигрывать и потребители, и производители благодаря снижению и рисков, и издержек при проведении финансовых транзакций. Выигрывает мировая финансовая система, которая становится более гибкой и более адаптивной к потребностям компаний, прежде всего на развивающихся рынках. С точки зрения котировок финансовых рынков появление такой платежной системы со стороны стран БРИКС будет постепенно подрывать монополию американского доллара в мировых расчетах. Постепенно, я думаю, что без резких колебаний, чрезмерной волатильности это будет приводить к некоторому снижению курса доллара, но здесь надо отметить, что протекционизм США и действия текущей американской администрации в экономической сфере могут вызвать куда больший рост волатильности и падения доллара, чем действия со стороны стран БРИКС по созданию собственной системы финансовых расчетов. Для российской экономики появление такой расчетной системы — это расширение инструментов в расчетах со своими контрагентами, это рост опциональности в использовании различных расчетных инструментов, что снижает риски по реализации транзакций с зарубежными партнерами. Это также снижает значимость и интенсивность санкционного давления по отношению к российской экономике с использованием доллара или каких-либо других существующих резервных валют».

Однако, как отмечает Berliner Zeitung, ни одна из крупнейших стран БРИКС еще не ввела цифровую валюту центрального банка в полноценный оборот, все остаются на стадии пилотных программ.

Открытыми остаются и вопросы технической совместимости, и регуляторные темы: доступ к данным, порядок урегулирования торговых дисбалансов. Что немаловажно, подобные меры могут вызвать негативную реакцию со стороны Вашингтона, ранее предостерегавшего против обхода долларовой системы.

Смотрите также:

Михаил Барщевский — о жизни после Конституционного суда и театреГлава «Арт Партнер» Леонид Роберман о том, почему люди стали чаще ходить в театрСтарший вице-президент Сбербанка Андрей Белевцев о внедрении ИИ в бизнес-процессыГлава РСПП Александр Шохин о том, почему фриланс необходим экономикеПредседатель «Деловой России» Алексей Репик о проблемах среднего бизнесаПисатель Алексей Иванов о ИИ-помощниках в творчестве

О том, почему члены БРИКС задумались о связывании цифровых валют, рассуждает генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев:

Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Сейчас наблюдаем, что в мире запустился процесс замены централизованных геоэкономических сетей и структур более сложными децентрализованными цифровыми системами. Участие той или иной страны мировой экономики и международная торговля требуют доступа к глобальным сетям, и до недавнего времени таким был интернет, межбанковская система SWIFT. Но, поскольку сеть состоит из узлов, которые представляют экономические субъекты и объекты инфраструктуры, то те, кто контролирует узлы, могут использовать это в качестве оружия. Глобальная зависимость от SWIFT мировых финансов, от корсчетов банков США или от американских корпораций, которые были собственниками цифровых систем, не раз превращалась в оружие геополитики, используя доллар как оружие, а отключение от SWIFT — как инструмент наказания, Соединенные Штаты сами запустили крайне неприятный для них самих процесс дедолларизации, поэтому ничего удивительного, что постоянно возникает альтернатива. Соединенные Штаты будут с этими альтернативами бороться. На протяжении многих лет обсуждалось создание единой валюты стран БРИКС, это могло бы покончить с глобальным доминированием доллара, но это были советы, намерения, потому что государства, входящие БРИКС, имеют слишком разные по размерам, по структурам, по темпу роста и вовлеченности в мировую торговлю экономики. Но что касается сфер, где национальные интересы совпадают, это как раз и есть международные платежи, и здесь, я думаю, что решение будет найдено, тем более что альтернатив очень много — от платформенных решений и финтеха до собственных систем».

Насколько технологии позволяют построить подобную систему? Отвечает руководитель целевой группы BRIСS Payments & Fintech рабочей группы «Финансовые услуги» Делового совета БРИКС, председатель Комиссии по платежным системам и трансграничным расчетам Совета Торгово-промышленной палаты по финрынку и инвестициям Андрей Михайлишин:

Андрей Михайлишин руководитель целевой группы BRIСS Payments & Fintech рабочей группы «Финансовые услуги» Делового совета БРИКС, председатель Комиссии по платежным системам и трансграничным расчетам Совета Торгово-промышленной палаты по финрынку и инвестициям «Можем смотреть на хороший пример проекта Multiple CBDC Bridge, который активно развивался начиная с 2021 года. В проект входили Китай, специальный административный район Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты и Таиланд. В 2024 году к этому проекту присоединилась еще Саудовская Аравия, в 2024 году уже происходили первые транзакции коммерческие. Надо сказать, что Китай трансформировал этот проект в хорошо развиваемую систему, ее иногда называют CIPS 2:0. Все знают китайскую платежную систему в юанях CIPS, но она использует классический безналичный фиатный юань с использованием цифрового юаня, или, как его китайцы называют, Digital СNY. Уже более 16 стран подключены к этому шлюзу между цифровым юанем, и не всегда, кстати, нужны национальные цифровые валюты, такие шлюзы могут работать и когда с другой стороны фиатная валюта, технологии позволяют это делать. Итого, смотря на хорошие результаты проекта MCBDC Bridge и последующее развитие CIPS 2:0, можно сказать, что для таких проектов основа есть и технологическая, и экономическая, и геополитическая».

Как отмечает издание, также в центре внимания — создание общего транзакционного механизма. Речь идет о системе Brics Pay. В случае успеха проект может ограничить возможности западного финансового давления и усилить роль БРИКС в мировой экономике.