Разин обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере по делу об авторских правах на песни «Ласкового мая». До смерти в 2022 году солиста группы Юрия Шатунова и автора песен Сергея Кузнецова Разин вел с ними многолетний судебный процесс также по поводу авторских прав на хиты группы

Продюсера группы «Ласковый май» Андрея Разина объявили в межгосударственный розыск. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, сообщает ТАСС со ссылкой на материалы дела. Ему может грозить до десяти лет лишения свободы. Речь об авторских правах на песни коллектива. Ущерб по делу — около 500 млн рублей. В чем обвиняют Разина? И кому сейчас принадлежат права на песни «Ласкового мая»?
Андрея Разина пресса нередко называет продюсером-мифотворцем. На заре раскрутки «Ласкового мая» он умело продвигал легенду о своем родстве с Михаилом Горбачевым. А когда бойз-бенд начал греметь на всю страну, по городам гастролировали многочисленные клоны. Но хотя предприимчивость Разина сыграла в успехе немалую роль, автором знаменитых «Белых роз», «Седой ночи» и других шлягеров был основатель группы Сергей Кузнецов, который передал права на песни Юрию Шатунову. Но Разин этому воспротивился и предъявил в суде договор от 1992 года — якобы еще тогда автор хитов отдал все права ему. Началась многолетняя судебная битва, которая продолжается и теперь: после смерти Кузнецова и Шатунова в 2022 году с Разиным судятся их наследники.
Директор Сообщества пользователей авторских и смежных прав Анатолий Семенов рассказал Бизнес ФМ, что Сергей Кузнецов обращался к нему еще в середине нулевых. Радиостанции удалось ознакомиться с копией того самого договора 1992 года. В нем действительно сказано, что автор передает права Разину на 27 песен в обмен на 100 тысяч рублей. Но, как следует из документов, потом Кузнецов неоднократно жаловался в суд и прокуратуру, утверждая, что никаких бумаг с Разиным он не подписывал, а на заседание, где в 2005 году было принято решение в пользу продюсера, автора песен даже не пригласили. Рассказывает Анатолий Семенов:
Анатолий Семенов директор Сообщества пользователей авторских и смежных прав«Доводы Кузнецова в данном случае мне представляются разумными, то есть они действительно «без него его женили». То есть вопрос принадлежности прав решался без его участия и с признаками фальсификации документов, поскольку даже присутствие его в суде, оказывается, было имитировано каким-то представителем, и по факту Кузнецов отрицал, что это лицо, действовавшее с его ведома».
Позже суд провел экспертизу и установил, что Разин представил поддельный документ. В 2021 году было заведено дело о мошенничестве. Как передает ТАСС, материальный ущерб достиг половины миллиарда рублей. Сам продюсер рассказывал журналистам, что доход от отчислений за исполнение 20 песен «Ласкового мая» составлял около 5 млн рублей в месяц, то есть 60 млн рублей в год. Подобная запутанная ситуация не редкость для договоренностей, заключавшихся в 90-е, говорит партнер 2B.Law Office Антонио де Гор:
Антонио де Гор партнер 2B.Law Office «Когда мы говорим об отношениях между музыкантами и продюсерами, которые складывались в 90-е и в начале 2000-х, да и сейчас это не редкость, очень часто отношения не оформляются надлежащим образом документально, то есть договоров либо нет вообще, либо эти договоры сделаны с какими-то изъянами. И в последующем, когда возникают какие-то спорные ситуации, а часто они возникают после смерти кого-то из участников, относительно таких неформализованных, как часто бывает, договоренностей, стороны оказываются не в тех ситуациях, не в том положении, в котором они рассчитывали быть или [о котором] неформально договаривались».
Сейчас права на «Белые розы», «Седую ночь» и другие хиты переданы семье Шатунова — супруге и детям. Вопрос о правах и отчислениях актуален: «Седая ночь» благодаря сериалу «Слово пацана» полюбилась молодежи, а Сергей Лазарев записывал ее кавер на французском для фильма «Иван Васильевич меняет все». О том, почему периодически хиты «Ласкового мая» получают второе дыхание, рассуждает телеведущий, музыкальный критик Илья Легостаев:
Илья Легостаев телеведущий, музыкальный критик «Тема ностальгии у нас вообще всегда жива и совершенно неубиваема. Так как музыка эта достаточно мелодичная, припевная, то на фоне дефицита мелодии припевов хороших она сразу переживает вот какой-то очередной всплеск».
Сам Андрей Разин, как пишет Starhit, выходил на связь с журналистами и полностью отрицал свою причастность к инкриминируемым преступлениям. «Все это сделано чисто для того, чтобы скрыть следы преступления, когда незаконно продавались песни», — заявил он. Как отмечают опрошенные Бизнес ФМ юристы, перспективы процесса туманны. Сам продюсер в США, и неясно, не вышел ли еще срок исковой давности.