Домой Новости Суд вернул россиянину авто, конфискованное летом 2023 года при въезде в ФРГ

Суд вернул россиянину авто, конфискованное летом 2023 года при въезде в ФРГ

44
0

Прокуратура пыталась доказать нарушение санкционного законодательства. Немецкий суд с ней не согласился. Теперь владелец собирается добиваться компенсации расходов

Суд вернул россиянину авто, конфискованное летом 2023 года при въезде в ФРГ

Власти ФРГ вернули россиянину его автомобиль спустя почти три года. Он въезжал на территорию ЕС на машине с российскими номерами и подпал под конфискацию. Вдобавок против него возбудили уголовное дело. Бизнес ФМ рассказывала эту историю летом 2023 года. Все это время владелец автомобиля судился. Машину в итоге вернули, а дело развалилось.

История длиной почти в три года подошла к концу. Начиналась она как недоразумение на границе, а закончилась несколькими судами и по итогу поражением Генпрокуратуры ФРГ. Дело было так: Андрей на автомобиле BMW X2 летом 2023 года поехал в отпуск в Европу. Границу России, Эстонии, Латвии пересек свободно — остановили его, когда он сошел с парома в немецком Травемюнде. Рассказывает Андрей:

«Машину не просто так забрали, а возбудили уголовное дело по статье «нарушение закона о внешней торговле». Вменяли мне, что я хотел свой автомобиль продать в Германии. Первая инстанция меня оправдала, прокуратура подала протест, а в Германии все это очень долго, и все это растянулось на 2,5 года. Потом к этому уже присоединилась и Генпрокуратура Германии. Она требовала два года условно плюс штраф 1300 евро и забрать автомобиль. Но почему-то отказалась от своих намерений подать жалобу на последнее решение суда. Мне позвонила адвокат, говорит, что ей только что сообщили с таможни, что приезжайте за автомобилем, мы вам его вернем. До конца я не верил, что мне его отдадут. Но судья попался очень адекватный. Прокуратура напирала на то, что я должен был узнать перед тем, как поехать в Евросоюз, что на этом автомобиле вообще с российскими номерами нельзя заезжать на территорию ЕС. А вопрос возник — где я должен был это узнать? Потому что конкретно нигде это не написано».

Информации о том, что в ЕС нельзя было въезжать на машине с российскими номерами, действительно нигде не было четко указано. Были сведения, что ввозить нельзя именно с целью продажи, но о ввозе для личного использования конкретики не было. Можно заметить, что по мере апелляций Генпрокуратура ФРГ переквалифицировала статью, но и с планом Б тоже ничего не вышло, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев:

Алексей Гавришев адвокат, управляющий партнер AVG Legal «История здесь показательна: немецкие власти сначала пытались подвести ситуацию под прямое нарушение санкционного эмбарго, где действительно запрещен ввоз автомобилей с российскими номерами, но проблема в том, что сама норма написана расплывчато, и немецкому суду было нечем, что называется, ее просто добить. Там нет ни критериев, ни процедуры уведомления и даже четкого разграничения: личное использование или коммерческая цель. На этом правовая конструкция у них и рассыпалась. Эмбарго требовало от гражданина какого-то там знания (непонятно, откуда он должен был его взять) о запрете, которого просто не существовало ни в публичных разъяснениях, ни на сайте таможни, ни в нотах ЕС, поэтому обвинение переехало на запасной вариант — «нарушение закона о внешней торговле», то есть как намерение продать автомобиль в Германии. Но здесь получается, что они тоже не доказали намерений продать. Ни реальных действий, ни сделок, поэтому оправдание было в данном случае абсолютно закономерным».

В такую ловушку тем летом 2023 года попал не только Андрей — радиостанция рассказывала о нескольких случаях.

Смотрите также:

Управляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронахГендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров о слабостях ChatGPTНужно ли ограничить наценку ретейлеров на продукты? Дебаты на Бизнес ФММаксим Иксанов, гендиректор News Media Holding, о том, как устроены медиа-каналыГендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях

Дело Андрея, вероятно, не станет прецедентом — вряд ли суды ЕС захотят афишировать, что в их санкционном законодательстве есть лакуны, но опираться на него в других судах адвокаты точно смогут. Продолжает партнер юридической фирмы Chervets.Partners Мария Любимова:

Мария Любимова партнер юридической фирмы Chervets.Partners «Я думаю, что суд дал толкование этому законодательному положению. Так бывает, когда норма сформулирована неясно либо исполнительные органы сами неверно толкуют эту норму и исполняют ее предписания неверным образом. И поэтому в таких случаях суд может как раз, рассмотрев дело, переквалифицировать эти действия и дать толкование норме, чтобы ее применение дальше органами исполнительными уже осуществлялось надлежащим образом. Мы как раз еще в 2023 году обсуждали, что то толкование, которое при изъятии этих автомобилей было применено, немножко странное и здравому смыслу просто противоречит. Такой «перегиб на месте».

Сейчас Андрей намерен подать иск, чтобы ему компенсировали все расходы на суды, издержки на передвижение и на ремонт автомобиля — спустя 2,5 года вынужденной парковки в таможенном ангаре ФРГ ему понадобилась замена аккумулятора. Юристы уверены, что все у Андрея получится: немцы обычно исправно платят компенсации.