Домой Новости Верховный суд в вопросе таможенных доначислений за автомобиль встал на сторону владелицы

Верховный суд в вопросе таможенных доначислений за автомобиль встал на сторону владелицы

38
0

Случаи с таможенными доначислениями за ввезенные из-за рубежа товары в последнее время все чаще попадают в фокус внимания СМИ. Причем даже юристы не могут в точности обосновать, чем руководствуется таможня, присылая требования о доначислениях. Известно лишь, что в 2025 году таможня еще не выполнила план по перечислениям в бюджет

Верховный суд в вопросе таможенных доначислений за автомобиль встал на сторону владелицы

Таможне не дали добро. Верховный суд отказал ФТС в доначислении за импортный автомобиль, встав на сторону покупателя, заказавшего машину из Южной Кореи. Таможня выписала доначисление, исходя из расценок на зарубежной площадке.

Ранее Бизнес ФМ рассказывала истории, где таможня, напротив, смотрит на разницу в стоимости на внутреннем рынке и везде пытается извлечь выгоду.

Как следует из судебных материалов, спор возник между гражданкой России Викторией и таможней Владивостока. В 2022 году Виктория заключила агентский договор для покупки подержанного BMW из Южной Кореи. Стоимость, указанная в декларации, составила 58 тысяч долларов — более 4,5 млн рублей. Размер ввозной пошлины составил 2,5 млн. Спустя год таможня вдруг пересчитала пошлину и обязала Викторию доплатить еще почти 3 млн рублей. Какие были основания у ФТС? Принимая решение о доначислении, ведомство опиралось на цены международного аукционного сайта. По данным этого ресурса, BMW с тем же VIN-номером был продан за 150 тысяч долларов, что втрое превышает заявленную покупателем стоимость, а значит, и пошлину надо доплатить.

Покупательница и ее таможенный представитель парировали, что тот ресурс не располагал точной информацией о цене продажи автомобиля, и в качестве доказательства показали переписку с администрацией сайта. Другими словами, цифры на ресурсе были взяты с потолка. В итоге Верховный суд признал решение таможни о доначислении неправомерным.

Ранее Бизнес ФМ разбирала похожую историю, но уже не с автомобилем, а с конфетами, и не из Южной Кореи, а из Китая. В редакцию обращался предприниматель из Хабаровска Андрей, которому таможня доначислила почти миллион рублей, и первую инстанцию он уже проиграл. Сейчас будет апелляция. Но интересно, на каком основании производилось доначисление, говорит Андрей:

«Суд в полном объеме отказал, ссылаясь вообще на товар, который был завезен через Литву, вообще другого формата — конфеты, только те другие. Все доводы наши в суде просто никого не интересовали. Пишут в официальном своем заключении, сравнивая инвойсовую стоимость со стоимостью на Ozon, где все наценки делают 200-500%. Поэтому там низкой цены не может быть. И как можно сравнивать инвойсовую стоимость с ценой на маркетплейсе? В инвойсовой стоимости нет ни фрахта, ни НДС, ни пошлины, ни логистики по России, ни обработки складской, ни наценки оптовой, ни розничной наценки. Ну бред вообще, и это пишет в заключении судья. Пока не продвинулся, сейчас вот в апелляцию пошли, посмотрим, что в апелляции будет».

Были и другие истории регулярных доначислений от ФТС. Как говорят юристы по таможенному праву, случаи пересчетов задним числом стали регулярными. Причем происходят они по разным поводам. Ранее мы рассказывали истории о миллионных доначислениях утильсбора на автомобили из Казахстана. Как поясняли нашей редакции в ФТС, покупатели сами использовали некорректную формулу расчета утильсбора, поэтому год спустя им прилетели «письма счастья» с требованием доплаты. В случае Виктории и ее BMW и Андрея с конфетами речь идет о доначислениях таможенных платежей. Причем есть некоторая коллизия — доначисления происходят на основе расходящихся данных.

Смотрите также:

Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронахОнколог Игорь Хатьков о методах ранней диагностикиВладелец «Леонардо» Борис Кац о маркетплейсах и будущем офлайн-ретейлаУправляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России Директор МАММ Ольга Свиблова о том, почему ИИ никогда не заменит художникаГендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях

В случае с автомобилем таможня обращала внимание на зарубежную площадку, где стоимость авто была выше, и поэтому производила доначисление, а в случае с конфетами — смотрела, наоборот, на российский внутренний розничный рынок, на маркетплейсы, где также стоимость была выше, и тоже производила доначисление. Получается, таможня, исходя из того, где дороже — внутри или за рубежом, — туда и смотрит и производит доначисление в любом случае. Продолжает адвокат, партнер и руководитель практики «Таможенное право и международная торговля» BGP Litigation Александр Кирильченко:

— Конечно же, с точки зрения таможенного закона нужно брать цены, которые сформированы на зарубежных площадках, на зарубежных рынках, а не внутри страны. Потому что во внутренней цене уже сидят другие расходы: конфеты, и автомобили, и мебель, и электроника, и какое-то оборудование. И они не могут во всем этом разобраться, поэтому они для себя формируют так называемые ценовые профрелисты, где формируют такие средние цены на какие-то категории товаров. И тогда они должны делать корректное сравнение.

— Таможня делает выбор каждый раз в пользу более дорогого товара.

— У них всегда есть такой соблазн. Правительство для них ставит показатели сбора как можно большего количества таможенных платежей. И здесь, конечно, должен закон и суд сдерживать таможню от взыскания таможенных платежей за границами закона.

Во втором квартале этого года таможенные органы доначислили бизнесу пошлин почти на 9,5 млрд рублей — и это на треть меньше прошлогодних значений. План по
перечислениям в бюджет ФТС выполнила пока на 75%. В казну таможня перевела 4,5 трлн рублей, о чем ранее заявлял глава ФТС Валерий Пикалев. И это притом, что план ей и так снижали — с 8 трлн до 6 трлн рублей.