Решение принял Минюст в связи с утратой признаков иноагента. Ранее Андрей Павлов столкнулся с налоговыми претензиями и обысками на складах компании. В 2024 году сеть объявляла о закрытии части магазинов и пересмотре планов развития

Минюст исключил из реестра иноагентов основателя сети обувных магазинов Zenden Андрея Павлова. По данным ведомства, это связано «с утратой признаков иноагента». Павлов был внесен в реестр 16 августа 2024 года.
В том же году сообщалось об обысках на складах его компании. Их связывали с продажей товаров без маркировки. Также компания ведет затяжные суды с ФНС, обвинившей Zenden в искусственном дроблении бизнеса и уходе от налогов.
Zenden — крупная компания, которая продает обувь. Магазины этого бренда можно встретить чуть ли не в каждом московском ТЦ. Проблемы у владельца компании Zenden Андрея Павлова начались пять лет назад. Это длительный судебный спор с налоговиками, выставившими претензии компании почти на миллиард рублей. По версии налоговой, закупки товаров велись за рубежом, а потом продавались через ИП, таким образом Zenden уменьшала налогообложение. Также ее подозревали в торговле товарами без маркировки.
Что касается владельца бизнеса, Андрея Павлова, то полтора года назад Минюст внес его в реестр иноагентов. СМИ сообщали, что такое решение, возможно, было связано с его критикой в адрес власти, в частности налоговых органов. Самого Павлова характеризовали как патриота, часто позировавшего на фото в одежде с Z-символикой.
О том, как Андрею Павлову удалось снять с себя статус иноагента и окажет ли это обстоятельство влияние на его бизнес, рассуждает гендиректор информационно-аналитического агентства InfoLine Иван Федяков:
Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine «Процесс исключения, так же как и процесс включения в список иностранных агентов, до сих пор остается абсолютно загадочным явлением. Критерии, причины по большому счету общественности неизвестны и непонятны, зачастую они даже непонятны тем, кого включают в эти списки. Но, как мы видим, могут быть исключения. Почему это происходит? Скорее всего, просто по причине того, что юристы компании или лично данного лица хорошо работали. Возможно, нашли тех, кто принимает решение по составлению этих списков, и таким образом смогли урегулировать вопрос. Безусловно, это решение о включении по господину Павлову было весьма сомнительно, учитывая, что он всячески проявлял поддержку происходящих событий в России. Если говорить про бизнес компании Zenden, здесь я не думаю, что это как-то радикально изменит ситуацию. Компания находится в достаточно непростой ситуации. Количество магазинов уже на текущий момент существенно сокращено. И, учитывая то, как сейчас развивается ситуация на рынке одежды, обуви, аксессуаров, с достаточно серьезными проблемами по продажам, при этом с очень неудовлетворительной экономикой работы магазинов, я думаю, что компания испытывает серьезные трудности. И конечно, исключение Павлова из списков поможет снять какие-то проблемы вне бизнеса, но с точки зрения успехов и перспектив самого бизнеса я думаю, что здесь много вопросов останется».
В 2024-м компания Zenden объявила о решении закрыть более 50 магазинов в связи с неблагоприятными экономическими условиями. А остатки товаров были распроданы в оставшихся торговых точках с существенными скидками, достигавшими 90%. Также сеть отказалась от планов по открытию физических магазинов одежды под брендом Pulse.
В 2024 году представители компании утверждали, что признание Павлова иноагентом не повлияло на деятельность компании, кроме того, он давно не участвует в операционном управлении.
На сайте Zenden сейчас говорится о работе 280 магазинов в 125 городах России.