Домой Новости Кассация поддержала изъятие акций Соликамского магниевого завода у миноритариев

Кассация поддержала изъятие акций Соликамского магниевого завода у миноритариев

48
0

Прокуратура летом 2022 года подала иск об изъятии акций СМЗ. В ведомстве подчеркивали, что приватизация завода в 1992 году была проведена незаконно, а значит, его акции полностью должны быть переданы государству. В марте 2024-го требования были удовлетворены в полном объеме, но решение обжаловали миноритарии, а также Банк России и Мосбиржа. Однако жалобу не удовлетворили

Кассация поддержала изъятие акций Соликамского магниевого завода у миноритариев

Кассационный суд поддержал изъятие акций Соликамского магниевого завода (СМЗ) у миноритариев. Речь идет о 10,6% акций, которые в свое время 2 тысячи инвесторов купили на организованных торгах.

Иск об изъятии в пользу государства акций СМЗ у частных инвесторов органы прокуратуры подали летом 2022 года. В ведомстве подчеркивали, что приватизация завода в 1992 году была проведена незаконно, а значит, его акции полностью должны быть переданы государству.

В марте 2024-го требования были удовлетворены в полном объеме. Это стало первым случаем изъятия ценных бумаг у инвесторов, купивших их на организованных торгах.

Решение обжаловали сами миноритарии, а также Банк России и Мосбиржа. В своих комментариях регулятор и площадка подчеркивали, что частные инвесторы считаются добросовестными приобретателями.

В мае 2025 года 17-й арбитражный апелляционный суд отменил решение об изъятии акций СМЗ у инвесторов, но в кассации это решение было пересмотрено. Миноритарии намерены продолжать судиться.

Комментирует один из акционеров Соликамского магниевого завода Илья Доронкин:

Илья Доронкин один из акционеров Соликамского магниевого завода «Мы уже рассчитывали, что ситуация вошла в логическое русло и все будет по законам, но нет, непонятно по каким причинам мы опять вернулись к тому, что у добросовестных приобретателей, которые покупали акции на организованных торгах, эти акции изымаются в нарушение законодательства о торгах. Это нарушение всего механизма работы фондового рынка и биржи, которая должна поддерживать инвесторов и являться механизмом привлечения финансирования, в реальный сектор в том числе».

Решением кассационного суда на Росимущество возложена обязанность обеспечить выплату миноритариям «компенсацию по рыночной стоимости истребованных акций». О каких суммах идет речь — пока не ясно, но миноритарии настаивают на том, что им важнее отстоять принцип добросовестности приобретения акций на бирже. И в этом с ними полностью согласен инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» Евгений Коган:

Евгений Коган инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» «Это знаковое дело, и за этим делом следили все очень внимательно, прежде всего, все инвесторы. Я думаю, что следили и Центральный банк, и биржа. То, что суд принял решение не в пользу инвесторов, меня расстроило. Я считаю, что это очень серьезный сигнал для любого инвестора в нашей стране, но наш фондовый рынок — это источник повышенного риска, и решение суда в итоге приведет к тому, что народ будет без энтузиазма ходить и на IPO компаний, а гораздо с большим интересом будет смотреть на иностранные фондовые рынки, где подобные эксцессы маловероятны. И вообще, это серьезный удар по доверию прежде всего к фондовому рынку, потому что мы прекрасно знаем, какое большое количество предприятий приватизировалось в 1990-х годах, там всегда были вопросы, вопросы найдутся по любому поводу. Значит, любой инвестор будет понимать, что, если он покупает акции, мало того, что он берет на себя рыночный риск, риск денежно-кредитной системы, риск чего угодно в нашей стране, он еще берет на себя вот такой вот неожиданный риск, когда по решению того или иного суда его акции могут быть просто отобраны. Но тогда возникает вопрос, будет ли у инвестора энтузиазм по поводу покупки российских ценных бумаг? Так что кейс это не очень хороший, и, честно говоря, я расстроен».

Ранее Генпрокуратура и «Росатом» предложили миноритариям выплату компенсаций по 9,6 тысячи рублей за каждую изымаемую акцию при условии, что инвесторы откажутся от дальнейших претензий. Около 1,1 тысячи человек — чуть меньше половины миноритариев — подписали это соглашение.