Домой Новости Владимир Путин расширил основания для признания организации экстремистской

Владимир Путин расширил основания для признания организации экстремистской

130
0

Документ вступил в силу 23 июля. Эксперты говорят об ужесточении законодательства: раньше при признании организации экстремистской существовала ступень в виде суда, теперь она отменена

Владимир Путин расширил основания для признания организации экстремистской

Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому организацию можно признать экстремистской, если ее основателю, руководителю или участнику вынесут приговор за экстремистскую деятельность.

По закону экстремистские сообщества приравняли к экстремистским организациям. Теперь участники этих сообществ будут нести такую же уголовную ответственность, как и члены организаций, признанных экстремистскими в стране. Сведения о таких объединениях теперь включаются в перечень Минюста.

Смотрите также:

Испытатель бионических протезов Максим Емец о технологиях для жизниАвтор робота Федора Евгений Дудоров о том, как России обогнать Илона МаскаЗамминистра экономразвития Татьяна Илюшникова о проблемах малого бизнесаРектор Бауманки Михаил Гордин о том, почему профессия инженера так важнаГенсек РФС Максим Митрофанов о проблемах и успехах российского футбола Экономист Михаил Ханов о самых актуальных проблемах мировой экономики

Из-за изменения названия данного списка законом запрещается распространять информацию о любых объединениях, включенных в новый перечень. Зачем это сделано и что отныне изменится, объясняет адвокат Александр Забейда:

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Что такое экстремистское сообщество? Это любая группа физических лиц, которые объединились для совершения преступлений экстремистской направленности. Это по аналогии с ОПГ. У такого сообщества должны быть следующие характеристики: в ее составе должен быть лидер, группа должна быть устойчивой, а действия всех членов должны быть согласованными. То есть все участники должны осознавать себя как преступники и экстремисты, должны совершить как минимум два преступления экстремистской направленности. Привлечение к ответственности за участие в таком сообществе может быть ретроспективным. Что я имею в виду? Если участнику сообщества вынесли приговор, где описали это сообщество и его признали [экстремистским], все другие участники могут быть привлечены к ответственности независимо от того, присоединились они к сообществу на этапе его создания или после вынесения приговора, где сообщество было признано экстремистским. Что такое экстремистская организация? Это любая организация (общественное объединение, НКО и прочее), которую суд признал экстремистской. И соответствующие сведения об этом Минюст внес в единый реестр запрещенных организаций. То есть это организация, которая была создана не для совершения экстремистских преступлений, а для осуществления экстремистской деятельности. И участие в такой организации становится незаконным с момента, когда суд признал организацию экстремистской. Что сделали сейчас? Сейчас разрешили признавать экстремистские сообщества экстремистскими организациями. А зачем так сделали? Чтобы автоматизировать привлечение к уголовной ответственности за участие в преступной организации тех людей, кто решил стать последователем тех людей, которые ранее были осуждены за создание преступного сообщества. То есть чтобы признавать преступником тех, кто преступления экстремистской направленности не совершает, но в списках экстремистской организации, в списках участников числятся. Был какой-то экстремист, создал известное сообщество, взял да умер. Сообщество развалилось. Но какой-то народ бегает и поддерживает его идеи. Но преступления они не совершают, просто распространяют идеи. Чтобы их судить, раньше нужно было идти, грубо говоря, в суд. Прокуратура, например, увидела в приговоре преступное сообщество, пошла в суд, заявила: давайте признаем это объединение экстремистской организацией, потому что оно имеет вот такие признаки и кучу преступлений совершило. Суд говорит: да, хорошо, давайте признаем. И признают, после чего решение суда идет в Минюст. А сейчас будет автоматом, сейчас не надо отдельно ходить в суд. Сейчас, раз они сообщество, копия приговора в Минюст — и Минюст такой: о, [экстремистское] сообщество, вы теперь организация, вы теперь в списке, и все, кто последователи, теперь автоматически преступники».

Таким образом, признание объединения экстремистским перестает быть самостоятельной судебной процедурой, а становится всего лишь результатом приговора одному участнику. О последствиях рассуждает адвокат, управляющий партнер компании Altavista Владимир Воронин:

Владимир Воронин адвокат, управляющий партнер компании Altavista «Наверное, можно только предполагать. Если говорить о том, что, если в отношении одного человека вступил в законную силу приговор, страдать от этого будут еще другие люди, которые не очень понятно, как относятся конкретно к этому человеку. Конечно, можно говорить об ужесточении, потому что раньше существовал судебный контроль за этим. Мы могли ему доверять, мы могли ему не очень доверять, но он существовал. Теперь, по всей видимости, этот судебный контроль в этой части отменен. Поэтому открывается достаточно широкое окно возможностей для правоохранителей, потому что, опять же, привлекать или не привлекать, будет зависеть, по всей видимости, исключительно от них. Конечно же, это очень тяжело воспринимать именно в плане доказывания: как к этому будут относиться другие члены этого сообщества, какое они имели к этому отношение, имели ли они контакты с этим конкретным человеком или, может быть, они с ним никогда в жизни не пересекались. Поэтому возникает много вопросов, как это все будет применяться на практике. Пока что сказать трудно. Если доводить ситуацию до абсурда, как мы любим это делать, по большому счету, если существует какой-то чат, где вы состоите с какими-то людьми, вы постоянно там общаетесь, например, на какие-то общественно-политические темы, у этого чата есть какие-то встречи, а одного из участников этого чата признают виновным, судьба остальных участников чата не очень понятна. То есть это могла быть какая-то группа по интересам, группа кого угодно — реконструкторов, любителей прогулок по Москве. Что с этими людьми делать дальше и как оценивать степень их общения с тем, кого осудили, не до конца понятно».

Закон вступил в силу в день публикации, то есть 23 июля.

Ранее Госдума приняла законопроект о штрафах в размере от 3 тысяч до 5 тысяч за умышленный поиск экстремистских материалов и рекламу VPN. Сейчас в базе Минюста свыше 5,5 тысячи материалов, признанных экстремистскими.